О том, что должен знать менеджер, если хочет изучать риторику. А также о том, что ему предстоит узнать, когда он начнет изучать риторику. И еще о том, что ему категорически не понравится, если он начнет изучать риторику.
Риторика – это наука о целесообразном слове, и это прикладная наука.
Возникла она давно, в Древней Греции, одновременно с зарождением демократии. Хотите влиять на свободных и разумных людей – учитесь риторике, сказали великие софисты и принялись за огромные деньги воспитывать специалистов «речи как инструмента управления». Они учили структурировать желания, воли и умы людей посредством звучащего слова. Риторика была техникой, но и одновременно искусством, а выстроенная речь была произведением этого искусства.
Существовала риторика и в России, но не в последние двести лет. Дело в том, что в XIX веке из школьных программ курс риторики был изгнан, и на смену ему пришла художественная литература, оставшаяся там до сих пор. Результат был ошеломляющим: все научились отличать хорошее стихотворение от плохого и прекрасный роман от безобразного, но одновременно с этим потеряли всякую способность самостоятельно создавать связные тексты и высказывания. Научились понимать и ценить, но отучились говорить.
Сейчас ситуация ничем не лучше – ни в школе, ни в вузе людей говорить не учат, а говорить им все равно приходится. И каждый говорит так, как выходит. Но зачастую выходит так плохо, что впору всерьез задуматься о приобретении специальных навыков грамотной публичной речи. Благо, что нынешние риторы за обучение искусству убеждать берут значительно меньше своих античных коллег, которые за курс просили 30 мин серебра, тогда как, например, небезызвестный Платон был продан в рабство Дионисием, тираном Сиракузским, всего за 20 мин.
Инфляция риторики налицо, но ее падение уже остановилось, и, судя по всему, началось возрождение.
Сейчас самое время начать ораторское искусство изучать – скоро умение создавать целесообразные высказывания снова будет в цене.
Прежде чем заниматься риторикой, нужно понять, какой именно и как. Начнем с того, какой именно. Сама по себе риторика, разумеется, представляет единое целое, но каждая отдельная школа риторики предпочитает использовать один из трех основных подходов к ее изучению.
Подход первый – театральный, основной упор делающий на формирование навыков контакта с аудиторией. Говоря по-простому, школы, предлагающие такие курсы, научат вас «заводить» слушателей приблизительно так, как это делают проповедники новых религиозных учений или рок-звезды былых лет. Плюсы: вы научитесь управлять большими аудиториями, научитесь не просто говорить, но совершать «речевые поступки», приковывать к себе внимание и увлекать за собой людей. Минусы: подобные курсы учат работать с эмоциями толпы, а не с разумом аудитории, поэтому больше подходят организаторам «оранжевых революций», но не менеджерам.
Подход второй – психологический, рассчитанный на общее развитие ваших коммуникативных навыков. Тут вас будут учить уверенному поведению, грамотным жестам и мимике, точным интонациям. Плюсы: вы перестанете бояться говорить, научитесь легко высказываться о чем угодно и сколько угодно, вам станет легче сходиться с людьми и, скорее всего, у вас повысится самооценка, причем сильно и сразу. Минусы: строго говоря, эти ораторские курсы учат общаться, а не выступать; вы сможете своей речью оставить приятное впечатление о себе, но не сможете убедить слушателей в своей правоте по хоть сколько-нибудь спорному вопросу.
Подход третий – классический. Риторику создали философы, и этот подход, предполагающий возвращение к ее истокам, делает упор на смыслах и убедительности. Вас будут учить придумывать речь, грамотно выстраивать ее составные части от вступления до завершения, подбирать наиболее сильные аргументы и самые точные средства выражения. Плюсы: вы научитесь быстро и всесторонне обдумывать проблему, освоите искусство аргументации и сможете создавать и произносить связные завершенные высказывания так, что в головах у слушателей обязательно будет оставаться четкое понимание того, чего вы хотите и почему. Минусы: данные курсы сложны, это не развлечение, а учеба, пусть даже оформленная в виде развлечения.
Первые два подхода вряд ли могут интересовать менеджеров, если только они вдруг не почувствовали желания бросить всё и вести за собой толпы на баррикады или же внезапно начали смущаться в простом разговоре, словно школьницы. Поэтому дальше мы остановимся подробнее на третьем способе изучения риторики, с его упором на мысль, а не на чувства и эмоции.
Но вначале о такой важной детали: курсы или индивидуальные занятия.
Курсы хороши наличием группы, которая имитирует аудиторию. Так что если у вас есть проблемы с публичным выражением своих мыслей, именно работа в группе поможет вам их преодолеть. Однако у такого вида занятий есть и свои минусы, главным из которых является малое количество практики. Когда школа обещает до 80% практических занятий (стандартное соотношение с теорией), вы должны понимать, что в это время говорить будут все, а не только вы. Впрочем, слушать других бывает и полезно, и забавно.
Частные занятия выглядят иначе. К вам в офис или на дом приезжает тренер, достаточно компактно излагает теорию, после чего сразу заставляет ее усваивать в практических упражнениях. Минус этого метода один и серьезный – нет аудитории. Однако, в остальном сплошные плюсы, поскольку всё время принадлежит вам. Вместо одного раза вы будете делать упражнение пять-восемь раз. Разумеется, это тяжелее, чем сделать его один раз и потом смотреть, как его делают другие. Разумеется, индивидуальные занятия, тем более, если они длятся часа три, будут просто выматывающими. Но это будут именно занятия, нацеленные на результат, а не на процесс.
В целом, индивидуальные занятия научат работать со смыслом ваших выступлений лучше, чем курсы. Зато последние лучше научат этот смысл до аудитории доносить. Два разных подхода исходя из ваших потребностей.
Глупо пытаться в короткой статье изложить курс риторики, но не менее глупо пытаться отделаться лишь общими фразами о том, какая она замечательная и полезная вещь. Поэтому я решил дать краткое описание процесса создания и произнесения речи, останавливаясь попутно на некоторых вполне прикладных моментах, которые помогут вам в вашей практике публичного слова.
Итак, с чего начинается любая речь? Нет, не со вступления. Она начинается со своего изобретения.
Часто люди боятся говорить не потому, что они не умеют «как сказать», а потому, что сказать им нечего. Страх перед аудиторией – это не страх «я скажу неправильно», а страх «я ничего не скажу». Любой человек будет говорить только тогда, когда ему есть, что сказать. Пусть запинаясь, заикаясь, сбиваясь и путаясь – но будет. И его будут слушать.
А того, кто без запинки и улыбаясь прочтет написанный его секретаршей текст, слушать никто не станет, потому что его слово было ровным по форме, но пустым по содержанию. Как Уильям Браудер однажды заметил о выступлении Дмитрия Медведева, тогда еще не президента России: «Он сказал какую-то пустую речь и все перешли к десерту». Если вы хотите научиться говорить только десертные речи, не тратьте свое время на риторику. А если вы решите тратить свое время на риторику, вам придется учиться создавать речи, прежде чем их говорить.
Создание речи заключается в анализе аудитории, себя как оратора, проблемы и темы высказывания.
Одна из серьезнейших, хотя и глупейших, ошибок оратора заключается в том, что он начинает говорить, забыв посмотреть на тех, к кому он обращается. Нельзя говорить «вообще», нельзя говорить в пустоту. Перед тем, как начать придумывать речь, следует разобраться с теми, кто вас будет слушать, потому что в противном случае вас слушать не будут. Кто они, сколько их, чем они объединены или разъединены, каков их возраст, пол, образование, достаток, каково их настроение и так далее. Затем следует подумать о себе – как аудитория к вам относится вообще и прямо сейчас, какие ваши эмоции будут уместны, а какие нет, насколько сложную аргументацию вам можно использовать и какие свои реальные качества нужно перед аудиторией продемонстрировать, чтобы завоевать ее симпатию.
Затем следует обдумать проблему своего высказывания. Секрет в том, что проблема вашей речи – это совсем не ваша проблема, а проблема ваших слушателей. У любой аудитории есть реальная сложность, некий нерешенный и зачастую даже не сформулированный вопрос. Именно ради решения этой сложности аудитория и существует, она живет только ради того, чтобы на свой вопрос найти ответ. Это относится к любой, даже самой разношерстной аудитории. У нее обязательно будет проблема, одна, общая и всех объединяющая. Если оратор эту проблему уловил и говорит о ней – его будут слушать, если нет – то не будут. Раз и навсегда забудьте о том, о чем хотелось говорить вам. Вы должны и имеете право говорить только о том, о чем хочет говорить аудитория. Проблема вашей речи – это проблема ваших слушателей.
После того, как вы поняли проблему аудитории, вы придумываете тезис своей речи. Тезис речи – это как раз решение проблемы, это главная мысль вашего выступления. Аудитория – проблема аудитории – решение проблемы аудитории – тезис. Поскольку аудитория перед вами одна, то и главная проблема у нее тоже одна, и значит решение вы предлагаете только одно. Тезис речи может быть в единственном числе и в никаком больше. Одна речь – один тезис.
Казалось бы, ничего сложного: вычленить проблемную ситуацию и сформулировать ее решение, оформив его в виде тезиса свой речи. Собственно, ничего сложного нет и на самом деле. Но огромное количество публично говорящих людей не делают этого, что очень странно. Представьте, к вам на улице подошел прохожий, спросил, который час, и вы ему ответили, что половина восьмого. Всё нормально? Да. А теперь представьте, что вы ему ответили: «Моя жена – биолог. Вокальное отделение консерватории совсем сдало в последнее время. Энергосберегающие лампочки вредны для глаз. Половина восьмого. Ума не приложу, что делать с тлёй на розах в саду. Виндзорский узел – лучший галстучный узел в мире». Это нормально? Но именно по такому принципу строят свои выступления люди, не обращающие внимания на тезис речи.
Никогда не говорите обо всём сразу. Говорите об одном и только об одном. Всякая грамотная речь обязана иметь один тезис. Всякая грамотная речь обязана иметь только один тезис. Если тезиса нет, диагноз оратору – дебилизм. Если тезиса два и более, диагноз оратору – шизофрения. Одна аудитория, одна проблема, одна речь, один тезис. Тезис оформляется в виде целого развернутого законченного предложения, которое целиком или фрагментарно повторяется в разных частях речи, построенной вокруг него. Поскольку тезис – это гвоздь, который вы вбиваете в головы слушателей, он должен быть понятным и легко запоминающимся. Поскольку тезисом вы решаете проблему аудитории, он не должен быть тривиальным и обязан быть новым. Соблюдая эти нехитрые правила можно быть уверенным в том, что слушатели не будут засыпать на вашем выступлении.
После определения с тезисом наступает самый важный момент создания речи – процесс ее непосредственного обдумывания, который в риторике даже имеет специальный термин «примышление». Рассказать о нем в рамках статьи невозможно, это сложное дело, хотя у умелого оратора оно выглядит изящным и непринужденным искусством. Есть специальные методики, помогающие обдумывать любую тему со всех возможных сторон, тем самым давая выступающему необходимую глубину и широту охвата проблемы.
После «примышления» следует определиться с аргументами. Риторика по преимуществу – это искусство убеждать, и аргументация является важнейшей частью выступления. Риторика есть по сути своей наука об аргументации. Когда речь не преследует никаких целей, когда она всего лишь своеобразное украшение собрания людей по тому или иному поводу, то аргументы не нужны. Если же речь преследует цель, то пытаться обходиться без аргументов по меньшей мере странно. Однако кратко рассказать об аргументации не менее сложно, чем об обдумывании речи, хотя бы потому, что только типов аргументов больше двадцати. В обычной жизни, кстати, мы редко пользуемся и пятью типами, вот почему изучение аргументации сразу дает подготовленному оратору серьезное преимущество перед конкурентами.
Будем считать, что ваша речь обдумана и аргументы подобраны. Следующий этап заключается в выстраивании структуры выступления. Здесь все довольно просто: Вступление – Тезис – Изложение фактической части – Аргументация – Опровержение оппонентов – Заключение. Разумеется, схема может достаточно гибко меняться, но эти основные ее части обязательно должны присутствовать, в противном случае у аудитории будет шанс не согласиться с вами. Остановимся подробнее на вступлении и заключении, как наиболее понятных частях высказывания, и разберем, какие ошибки в них часто допускают ораторы.
Ошибки вступления. Первая ошибка вступления – оратор забыл о вступлении, вторая ошибка вступления – оратор увлекся вступлением. Вступление должно быть обязательно, но оно должно быть как можно более кратким. Длинные вступления приводят к тому, что слушатели теряют представление о содержании вашего выступления, а короткие не дают с вами познакомиться. Третья ошибка вступления – оратор не привлек внимания аудитории. Не нужно считать, что сам факт говорящего человека будет достаточным для привлечения внимания, совсем нет: слушают либо интересного человека, либо интересные мысли. Четвертая ошибка вступления – оратор не вызвал доверия у аудитории. Зачастую эта ошибка является обратной стороной излишнего стремления оратора привлечь к себе внимание. Пятая ошибка вступления – оратор слишком эмоционально начал вступление. За редким исключением мы говорим перед спокойными аудиториями. Потому не рекомендуется начинать слишком энергично и со множеством восклицаний, типа: «Дамы и господа! Друзья!! Коллеги!!! Сегодня! мы собрались с вами!!!» Держать аудиторию в постоянном возбуждении невозможно. Если оратор начал говорить слишком экспрессивно, то чуть позже у людей неизбежно наступит эмоциональный спад, и потому ослабеет внимание к собственно главной части выступления. Шестая ошибка вступления – оратор во вступлении рассказывает анекдот. Почему-то теперь это считается чуть ли не положительной рекомендацией, хотя это грубая ошибка. У вступления не может быть самостоятельной мысли, вступление только подводит к тезису речи, но самостоятельной речью не является. Не нужно отвлекать ваших слушателей посторонними рассказами, анекдотами, случаями из жизни и так далее. Седьмая и последняя ошибка вступления – оратор сочинил вступление заранее. Вступление всегда связывает оратора и аудиторию в ее нынешнем состоянии, угадать которое не всегда возможно. Потому писать вступление заранее, тем более выучивать его наизусть, не рекомендуется.
Предположим, что ваше вступление удалось, тезис был прекрасен, фактическая сторона речи безупречна, аргументы неопровержимы и противники раздавлены. Настало время заключения. Каждое публичное выступление обязано иметь мощное завершение. Успех речи напрямую и чуть ли не всецело зависит от его завершения. Даже если речь идеально выстроена и логична, все равно люди запомнят лучше всего последние слова оратора; а если выступление было неряшливым и аморфным, то заключение – это вообще единственное, что запомнят слушатели. Поэтому главной ошибкой завершения является недолжное внимание к нему при подготовке своего выступления.
Завершение принято делить на две части – обобщение и побуждение. В обобщении вы резюмируете всё, вами сказанное, напоминаете еще раз основную мысль и главные доводы. На латыни эту часть высказывания называют рекапитуляцией («сжатое повторение») и важно, чтобы рекапитуляция не выглядела капитуляцией. Ваша речь была новой, интересной и полнокровной, потому обобщение ее обязано быть максимально сочным и ярким. Обобщение подводит к побуждению. В побуждении содержится призыв к действию или решению. Побуждение подталкивает слушателей к поступку, именно эта последняя часть высказывания отвечает за пафос.
Возможные ошибки заключения таковы. Первая – завершение недостаточно краткое и нечетко выделено. Среди ораторов ходит шутка, что если вы заметили усталость аудитории, то просто скажите: «В конце мне хотелось бы остановиться на…», и вам обеспечено внимание еще на полчаса минимум. Слушатели всегда внимательны к завершению, поэтому его нужно сделать удобным для них, т.е. коротким и отделенным от остальной речи. Вторая ошибка – завершение недостаточно энергичное. Хотя эту ошибку допускают редко, сказать о ней необходимо, потому что когда ее допускают, получается страшно. Третья ошибка – завершение непонятно аудитории. То есть ваши слушатели не поняли, к чему, собственно, вы их призываете. Обычно заключение является наиболее плотной частью речи на риторические приёмы и изыски. Это понятно, на то она и квинтэссенция. Но не нужно слишком мудрить, в заключении ясность куда важнее красоты. Четвертая ошибка – завершение неоптимистично. После вашей речи аудитория обязана быть уверена в своих силах; уверена, что она может сделать то, к чему ее призывал оратор. Потому будьте оптимистичны, даже если говорите на тяжелую тему. И наконец, пятая ошибка – завершение излишне пафосно. Пафос содержится в завершении по определению, но не стоит перегибать палку, неуместный пафос только рассмешит ваших слушателей.
Наше выступление практически готово. Осталось расцветить его различными уместными фигурами речи, от банальных эпитетов и антитез, до каких-нибудь анафор и реприз, и обязательно различных фигур диалогизма. Специально и подробно на этих вещах не останавливаемся, хотя они очень важны, и на самом деле стоит потратить время, чтобы овладеть ими. Итак, речь готова, настала пора ее говорить.
Есть огромное количество правил грамотного произнесения речи, но не все они вам понадобятся, потому что многое вы делаете неосознанно-правильно, а некоторые ваши ошибки запросто превратить в часть вашего стиля. Вот лишь некоторые самые общие советы, которые можно дать, не видя особенностей конкретного человека.
Главное – не импровизируйте, а если все-таки сымпровизировать нужно, то подготовьте и хорошенько отрепетируйте импровизацию заранее. Обязательно волнуйтесь, это нормально, однако если волнение зашкаливает, заставьте себя зевать или дышать через паузу, это поможет расслабиться. Никогда не читайте речи, никогда, вообще никогда; говорите своими словами по краткому плану, написанному на одном листе и никогда на двух или более. Не переминайтесь с ноги на ногу, так вы будете похожи на пингвина. Не мельчите с жестами, пусть их будет не слишком много, но они будут широкими и законченными, продумайте их заранее. Если хотите, чтобы вас услышали, говорите не громко, а ч-л-е-н-о-р-а-з-д-е-л-ь-н-о. Меняйте темп речи, поскольку постоянный темп убаюкивает, даже если он стремительный. Глазами фиксируйте не отдельных людей, а группы по пять-семь человек; для этого фокусируйте взгляд не строго на них, а немного перед ними. Говорите не словами, а законченными фразами. Говорите немного поверх слушателей, так им будет лучше всего вас слышно.
Ну и последнее.
Прежде чем уйти после окончания речи – насладитесь аплодисментами. Это послевкусие публичного выступления доступно всем, кто не поленился потратить силы на воспитание в себе оратора.