Ораторская теория и практика в ораторском искусстве — значение того и другого, сочетания первого и второго, их конфликт и согласие.
Некоторое время назад было модно рекламировать ораторские курсы, рассказывая об их ориентированности на практику.
Чем больше практики, тем лучше. До 80% практики, до 90% практики, до 99% практики. Тот, кто смог бы довести практику до ста процентов, стал бы вершителем судеб и абсолютным гуру ораторского искусства. Так думалось многим еще в начале 2010-х, но сейчас, к счастью, тенденция пошла на убыль.
Вот почему.
Ораторское искусство, безусловно, навык; и даже можно сказать – рефлекс. Как любой рефлекс его можно натренировать, отточить, довести до автоматизма. Потому кажется, что практика бесконечно важна, а теория второстепенна. Верно? Нет.
Представьте, что вы решили научиться боксировать. Бокс – вещь гораздо менее интеллектуальная и творческая, чем риторика, но зато более рефлекторная. Значит, вообще никакой теории? Вы пришли, а тренер вам говорит – идите на ринг, начинайте боксировать, искусство «порхать как бабочка и жалить как пчела» придёт само собой, не волнуйтесь ни о чем, главное — практика.
Это был бы печальный опыт.
Теория есть везде. Практика не может обойтись без теории. Теория определяет практику. И совершенно неважно, в каком сочетании предлагают теорию и практику. Если вы хотите достичь идеала, вам всё равно потребуется вся теория целиком, а не какая-то её часть. Сэкономить на теории невозможно; можно сэкономить на практике, если вы быстро всё усваиваете, но не на теории.
Обращайте внимание на то, сколько практики вам предлагают – её должно быть столько, сколько необходимо для превращения теории в навык.
Смотрите на то, сколько вам предлагают теории, потому что она должна быть вся, и должна быть она правильной.
А на соотношение теории и практики обращать свое внимание вообще не стоит.