Как правильно читать книги: о чтении, необходимости чтения, правильном чтении и о том чтении, которое следует называть неправильным.
Нам всем еще в школе вложили в голову мысль, что нужно читать книги. И даже объяснили, для чего именно. А мы все поверили. Так возникла самая читающая нация в мире.
Одно из объяснений необходимости чтения – чтобы лучше говорить и писать самому, ради улучшения своей речи, собственного языка. Это достойная цель. Риторика не исчерпывается поставленной речью, но и с большим трудом обходится без нее. Лучше уметь говорить, чем не уметь. Если человек умеет говорить, ему уже можно записываться на ораторские курсы.
Так что я всецело за то, чтобы развивать речь, улучшать знание языка на уровне речи, то есть улучшать банальный навык составления предложений из слов и абзацев из предложений. Но как этому научиться? Вы не поверите, но лучший способ – читать. Правда. Только читать надо совсем не так, как мы читаем, а иначе.
Как обычно читают? Быстро. И речь не о скорочтении, мы даже без этого навыка читаем очень и очень быстро. Потому что читаем ради смысла, ради содержания текста, ради сюжета. Нас так в школе научили на уроках литературы. Литература в школе была и будет мировоззренческим предметом; хорошо это или плохо, но она не имеет никакого отношения к языку. И, соответственно, к художественным текстам она учит относиться как к источнику мировоззренческих поучений, а не как к лабораториям речи. Про предмет «Русский язык» лучше вообще молчать, он учит только угадывать правильные буквы в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях.
Так что привычный способ чтения нам никак не подходит.
Если стоит задача улучшить свою речь, читать надо очень медленно. Читать ради языка автора. Читать, наслаждаясь не тем, что он говорит, а тем, как он это делает. Буквально заставлять себя тормозить, не переворачивать страницу в спешке, не гнаться за сюжетом. Только язык. Смотреть на то, как автор цепляет одно слово к другому, как одно предложение ставит перед следующим, и так далее. Научить себя получать удовольствие от стиля писателя. Художественная литература – она не про смыслы и идеи (для этого есть философия), художественная литература – она про стиль.
Толстой отличен от Достоевского не идеями (ими тоже, но это никому не должно быть интересно), а языком. Любить, например, Бунина – любить его язык. Уметь отличать его язык от языка любого другого писателя буквально по одному предложению из незнакомого произведения. Получать кайф от его языка. Перечитывать – ради языка.
Только такое медленное и вдумчивое чтение может улучшить нашу собственную речь. Читайте книги правильно.